Начался реверс-инжиниринг процессора PlayStation 1: безумству храбрых поём мы песню!

Вероятно многие из вас уже слышали о проекте Visual6502 - в котором умельцы отсняли по слоям легендарный процессор 6502 (а затем и 6800), восстановили электрическую схему, и написали визуальный эмулятор процессора на JavaScript. Помимо академической ценности, это также позволяет реализовать абсолютно точный эмулятор любых компьютеров, построенных на этих процессорах.

Однако наши соотечественники решили поднять планку выше, намного выше - и начали проект по восстановлению электрической схемы процессора Playstation 1 (MIPS R3051). Этот процессор - изготовлен по намного более тонким нормам чем 6502 (~800нм против ~5000нм), содержит 3 слоя металлизации (вместо 1), и имеет бОльшую площадь (~250тыс транзисторов против 3.5тыс у 6502) - потому объем работы обещает быть по меньшей мере в 100 раз больше.

Цель проекта - создание абсолютно точного эмулятора Playstation 1.

Фотография процессора

Чтобы была понятна серьезность проблемы - приведенная фотография самого процессора (9600x9600 пикселей) по площади в 16 раз меньше той, что используется для восстановления схемы. "Большую" фотографию, созданную из 831 кадра крайне проблематично даже сшить одним куском, потому схему восстанавливают разбив процессор на несколько зон.

Внимание, кликайте осторожно - JPEG на 39 Мб тяжеловат даже для настольных компьютеров!
Update: Двойная осторожность, Firefox-у при открытии этой картинки у меня удалось 1 раз скрэшить Windows 8.
Update: Онлайн тайловый просмотрщик от @pehat

Что сейчас делается

3 приставки передали мне, я открыл процессор и отснял первый слой металлизации. Сейчас начата работа по "векторизации" первого слоя металлизации - этим занимается @Bakari и @ogamespec.



Когда векторизация будет закончена (и будет видно, что на первом слое больше смотреть ничего не нужно) - первый слой будет стравлен в плавиковой кислоте, и будет отснят второй и затем третий слои металлизации.

После этого останется самое вкусное - логика процессора, которая похоже собрана из "стандартных ячеек" (в отличии от 6502) - там возможно будет много повторений, что может существенно облегчить работы.

Тем не менее - работы ожидается очень много - и дополнительные руки очень не помешают. Если вам этот проект интересен, вы усидчивы, и у вашего компьютера больше 2Гб памяти - вы также можете поучаствовать (пишите на форум).

Проект на данный момент обитает на форуме emu-russia.ru. Там же и соседние проекты по реверс-инжинирингу NES (Денди) и другие. А если интересен сам процесс, то видео с процессом восстановления схемы 6502 и других микросхем можно увидеть тут.
5 Июня 2013

RSS@BarsMonster3@14.by