Начался реверс-инжиниринг процессора PlayStation 1: безумству храбрых поём мы песню!
Вероятно многие из вас уже слышали о проекте Visual6502 - в котором умельцы отсняли по слоям легендарный процессор 6502 (а затем и 6800), восстановили электрическую схему, и написали визуальный эмулятор процессора на JavaScript. Помимо академической ценности, это также позволяет реализовать абсолютно точный эмулятор любых компьютеров, построенных на этих процессорах.Однако наши соотечественники решили поднять планку выше, намного выше - и начали проект по восстановлению электрической схемы процессора Playstation 1 (MIPS R3051). Этот процессор - изготовлен по намного более тонким нормам чем 6502 (~800нм против ~5000нм), содержит 3 слоя металлизации (вместо 1), и имеет бОльшую площадь (~250тыс транзисторов против 3.5тыс у 6502) - потому объем работы обещает быть по меньшей мере в 100 раз больше.
Цель проекта - создание абсолютно точного эмулятора Playstation 1.
Фотография процессора
Чтобы была понятна серьезность проблемы - приведенная фотография самого процессора (9600x9600 пикселей) по площади в 16 раз меньше той, что используется для восстановления схемы. "Большую" фотографию, созданную из 831 кадра крайне проблематично даже сшить одним куском, потому схему восстанавливают разбив процессор на несколько зон.Внимание, кликайте осторожно - JPEG на 39 Мб тяжеловат даже для настольных компьютеров!
Update: Двойная осторожность, Firefox-у при открытии этой картинки у меня удалось 1 раз скрэшить Windows 8.
Update: Онлайн тайловый просмотрщик от @pehat
Что сейчас делается
3 приставки передали мне, я открыл процессор и отснял первый слой металлизации. Сейчас начата работа по "векторизации" первого слоя металлизации - этим занимается @Bakari и @ogamespec.Когда векторизация будет закончена (и будет видно, что на первом слое больше смотреть ничего не нужно) - первый слой будет стравлен в плавиковой кислоте, и будет отснят второй и затем третий слои металлизации.
После этого останется самое вкусное - логика процессора, которая похоже собрана из "стандартных ячеек" (в отличии от 6502) - там возможно будет много повторений, что может существенно облегчить работы.
Тем не менее - работы ожидается очень много - и дополнительные руки очень не помешают. Если вам этот проект интересен, вы усидчивы, и у вашего компьютера больше 2Гб памяти - вы также можете поучаствовать (пишите на форум).
Проект на данный момент обитает на форуме emu-russia.ru. Там же и соседние проекты по реверс-инжинирингу NES (Денди) и другие. А если интересен сам процесс, то видео с процессом восстановления схемы 6502 и других микросхем можно увидеть тут.