Пара слов обо мне:

С детства люблю электронику, лазеры, серную кислоту и жидкий азот. Всегда хотел делать микросхемы, беспилотные самолеты и увидеть ядерный взрыв.

Профессионально занимаюсь программированием, а в свободное время - микроэлектроникой, химическими и физическими экспериментами.

Живу и работаю в Москве.

Время летать с FPV - Beta85x


На то, чтобы начать как-то летать в FPV - ушло 3 года эпизодических попыток. В какой-то момент мозг связал пульт управления с прошлым опытом полетов на вертолете в Battlefield 3 - все щелкнуло и встало на место. Помогло также снижение рейтов, постоянное включение режима AIR и 5 аккумуляторов (на таких маленьких квадрокоптерах - время полета всего ~3 минуты).

На видео скомпилировал несколько ранних попыток, и несколько кусочков после 30 минут в воздухе:


PS. Это мой второй FPV квад. На первом (ARRIS C250 V2) я летал преимущественно визуально, и он был уничтожен без возможности восстановления менее чем через 20 минут летного времени. Такая аварийность делает это хобби - самым дорогим из расчета на час
 
5 Июля 2019

Кислород-водородная горелка @2800°C


Водородное пламя с температурой 2800°C плавит стекло как масло. Электролизер работает на 12V x 25A с 15%-ным раствором KOH в качестве электролита.

Спутниковая группировка SpaceX StarLink

По TLE от celestrak.com - удалось наблюдать и сфотографировать группу спутников Starlink. И в бинокль (10x50, 18x50), и на камеру их видно отлично, проходят "поездом" один за одним, десятки и десятки. Жаль поздно начал смотреть, через 5 дней после старта : спутники заметно разлетелись по орбите. Съемка на A7III + Sigma 135mm@1.8 (1/30сек, ISO 20000). Сложено 6 кадров, с пропуском 2.

Тут 4 спутника летят:


А тут в кадр попал спутник на более высокой орбите и с другим наклонением:
 
29 Мая 2019

Посторонитесь, утки летят!

В городах России у уток и лебедей, которых мы привыкли видеть - подрезаны перья на крыльях, и они не могут летать. А может и могут - но их уже некому научить? Это кстати интересный вопрос: может ли птица научиться летать самостоятельно, если родители никогда не летали?

А тут в Италии - утки и лебеди летают. Впрочем, говорят пару лет назад лебедей было в несколько раз больше, возможно разлетелись...

Olympus BX60 - мой новый металлографический микроскоп

7 лет назад я писал о покупке своего первого металлографического микроскопа из Китая. За прошедшие 7 лет я шел по японскому пути киберпанка - заменял его части по одной на Olympus, пока от оригинала не остался только корпус и система подсветки. Но пришло время полной трансформации. Последний год я отслеживал микроскопы Olympus на ebay - пока не нашел этот Olympus BX60 из Южной Кореи.

Доставка прошла безупречно. По приходу - пересобрал подсветку с дуговой лампой, опасался что если внутрь завалился пенопласт - то загорится и заляпает оптику гразью. Когда открыл - не нашел лампу. А оказалось она просто из разъема вывалилась, но осталась целая. Повезло - такая крошечная дуговая лампа (Ushio USH 102-D) стоит 100-160$+. После сборки и быстрой настройки системы подсветки - все сразу заработало. Единственная проблема - микроскоп полностью заточен на флюоресцентные наблюдения (все светоделительные кубы - под флюоресценцию), обычного нейтрального светлопольного куба нет и его придется купить отдельно.

Объективы в комплекте также очень хороши, полезны и без царапин: UPlanApo 100x/1.35 Oil, UPlanApo 40x/1.0 Oil, UPlanApo 20x/0.7, UPlanApo 10x/0.4, UPlanApo 4x/0.16, PlanApo 1.25/0.04.

Сравнение качества еще впереди, но надеюсь скоро читатели и подписчики моего микроэлектронного блога zeptobars.com смогут видеть фотографии внутренностей микросхем более высокого качества.

22 Апреля 2019

Первое астрофото с трекингом: M42 - Orion Nebula

Sony A77III+Sigma 135mm F1.8 в Bonnie Springs Ranch под Лас-Вегасом. 2 кадра по 30 секунд (ISO100+ISO640), на астротрекере StarAdventurer (поворачивает камеру против вращения земли). Туманность Ориона - один из немногих объектов дальнего космоса с настолько широким диапазоном яркостей, что требуется HDR обработка.

Закат и Восход




 
31 Марта 2019

WeMacro и фокус-стекинг для макрофотографии

Похоже современная техническая фотография - это уже про съемку и обработку сотен и тысяч кадров.

Микроскопия часто требует сшивки больших панорам (а иногда - и фокус-стекинга), астрофотография - требует сложения многих кадров с большой выдержкой для борьбы с ошибками слежения, зашкалом яркости на звездах, борьбы с тепловым шумом сенсора и улучшения выхода годных кадров, и наконец - макрофотография - почти всегда требует фокус-стекинга. Это все не говоря о таймлапсах (как например 145440-кадровый таймлапс на 50 дней), и экшн-фотографии, где за день можно легко сделать 10'000 кадров (самое время вспомнить о пленке).

Помню, когда у меня появился первый макро-объектив Sigma 105mm F2.8 (около 12 лет назад, ~2007) - я был удивлен, увидев предельное относительное отверстие F45, которое очень сильно ухудшало качество изображения из-за дифракции. И это безумное относительное отверстие было зачастую необходимым, а иногда - и недостаточным: зависимость "глубина резкости↔дифракционный предел" была бетонной стеной, не дававшей снимать мелкие и "глубокие" объекты с высоким (или хотя-бы приемлемым) разрешением.

Но теперь фокус-стекинг на моторизованных рельсах для макросъемки - становится вполне доступным без самодельных "велосипедов":

226 кадров, сдвиг камеры на 50µm на каждом кадре на WeMacro rail.
Сшивка в Helicon Focus (Pyramid, smoothing=1). Объектив Laowa 25mm F2.8@F4


Один из 226 кадров для сравнения:

Споттинг самолетов в Лас-Вегасе

В последний день CES выдались свободные несколько часов - и я решил попробовать заняться споттингом самолетов. В Лас-Вегасе аэропорт расположен практически в городе - так что единственное, что мне пришлось сделать - это подняться на 8-й этаж парковки неподалеку. До ВПП получилось около 2.5км. Снимал на Sigma 135mm F1.8@F2.8 и 24mp APS-C камеру. Большинство снимков кропнуты до 100%, 135mm тут едва хватает даже с 3.9µm пикселем.

На фотографиях, где виден выхлоп - можно увидеть, как работают современные турбовентиляторные авиадвигатели с высокой степенью двухконтурности: плотный выхлоп виден только из центральной части, где собственно сгорание топлива и происходит.
4 Февраля 2019

Взгляд назад на память

V-NAND дал еще одно дыхание закону Мура. Новый SSD читает и пишет данные быстрее 2.5Гб/сек (впрочем, преимущество в скорости в глаза уже не бросается), емкость достигла немыслимых ранее 1Тб... Появилась возможность выбирать бОлее надежную память (2-bit MLC vs TLC), не надеясь только на честное имя производителя.

Материнская плата у меня еще с 2012 года (7 лет???!!!), задолго до того как M.2 накопители были придуманы - потому подключать приходится через адаптер PCI-E→M.2. А значит - и про загрузку с NVMe на M.2 материнская плата ничего не знает. К моему удивлению, у меня получилось подложить драйвер для загрузки с NVMe в BIOS, прошить - и все заработало. Если у кого AsRock X79 Extreme6 - можете использовать (создана на основе последнего BIOSа X79E6_3.10 от апреля 2014 года). Несмотря на почтенный возраст материнской платы и процессора - PCI-E 3.0 (пока еще последняя версия) заработал без нареканий на полной скорости, еще один звоночек замедляющегося технологического прогресса.

Хороший повод взглянуть назад, на истоки...
30 Января 2019

RSS@BarsMonster3@14.by