Быстрая оптика: F1.2 и F0.85. Canon 55mm F1.2 и Lens Turbo-II



В плане фотографии я, можно сказать, был избалованным широкой апертурой с детства: мои первые фотографии я снимал на Зенит с легендарным объективом Гелиос-44, 58mm F2. С появлением цифрозеркалки Sony - появился Sony 50mm F1.4. Так что работа с "быстрыми" объективами мне никогда не казалась сложной, т.к. я только с ними и работал с самого начала.

Однако F1.2 всегда был недостижим - для цифровых камер Sony/Minolta их не выпускают, а старые объективы под "ручной" байонет Minolta MD не подходят - задний фокальный отрезок меньше такового у Minolta A. Это означает, что переходник для байонета сделать невозможно. Цифрозеркалки Sony вообще тут страдают - их задний фокальный отрезок практически самый длинный среди зеркалок, что делает невозможной нормальную адаптацию многих неродных объективов (Pentax K / M42 - редкое исключение). В теории, Nikon F-mount - на 1.9мм длиннее A-mount, но похоже сделать пассивный адаптер с такой толщиной оказалось конструктивно невозможно (в отличии от M42). Единственная возможность - F1.2 объективы на M42, но это дорогая (~600$) и редкая экзотика.

Если посмотреть на относительно "новый" байонет Sony E-mount - там все гораздо лучше, так что я купил на ebay Sony NEX 5 за 120$ с доставкой. Задний фокальный отрезок практически самый маленький среди бесзеркалок с APS-C сенсором, и значит самый универсальный. Что-ж, значит F1.2 будет работать именно на нем. Среди старых (60-е, 70-е и 80-е годы) мануальных объективов на рынке - Minolta MD довольно дорогие, 400$ и выше. По середине - Nikon, и дешевле всех - Canon, от ~200$. Самые старые FL 58mm F1.2 - слишком старые и с плохим просветлением. Золотая середина - FD 55mm F1.2 SSC. Ну и стоит упомянуть Canon FD 55mm F1.2 Aspherical - с наверное первым асферическим элементом в серийном фотообъективе. Их до сих пор продают под 1000$. На этом фоне хорошо чувствуется прогресс в производстве серийной оптики за последние 30 лет - сейчас какая-нибудь Sigma 30mm DN F2.8 с двумя прессованными асферическими линзами новые стоят ~165-200$...

Именно Canon FD 55mm F1.2 SSC я и купил:


Снимать им можно и с пассивным адаптером, но для E-mount стали возможны редукторы фокусного расстояния - в моем случае Zhongyi (Mitakon) Lens Turbo ver.II FD->E-mount (чтобы можно было еще M42 на него ставить через адаптер M42->FD), впихивающий full-frame кадр в APS-C матрицу. Отличие второй версии от первой - видимо в просветлении, первая давала пурпурное пятно прямо по центру изображения в некоторых условиях (видимо ИК).

55mm объектив с редуктором становится фактически 0.726x55=40мм F0.85(!!!). Нареканий к качеству адаптера нет, 4-х линзовый дизайн с ED-стеклом. Т.к. ему необходимо быть как можно ближе к матрице - последняя линза "оквадрачена", а крепление адаптера сделано таким образом, чтобы его фиксировать в байонете без поворота:



Сравним качество изображения Canon 55mm F1.2+Lens Turbo II, на NEX-5 (14мп, 100% кропы) центр и угол кадра, с ручным фокусом:


Я, честно говоря, ожидал чего-то страшного. Углы естественно темнее, но четкость падает несущественно. Хроматические аберрации видны на лампе в углу, но на тексте практически в глаза не бросаются. Удивительно, что Lens Turbo II справляется и с F1.2 объективом! :-) На мой взгляд, полный успех.

Для сравнения, кадр на Canon 55mm F1.2+Lens Turbo II: (F0.85)
Резкая плоскость очень узкая, волосы уже большей частью не в фокусе, но результат мне нравится:


Тот же кадр на Sony DT 30mm F2.8, резко все, фон замазан на порядок слабее:


Резюме: Zhongyi Lens Turbo ver.II - отлично работает даже на F1.2 объективах. Китайские инженеры тут хорошо поработали.
Canon 55mm F1.2 - отличный и относительно недорогой объектив, а F1.2/F0.85 - оказались не так уж сложны в работе.

RSS@BarsMonster3@14.by